«КАМСКИЙ МОСТ» В ЖУРНАЛЕ «МУЗЫКА И ВРЕМЯ» — 3
В октябрьском номере журнала «Музыка и время» за 2022 год опубликована третья, заключительная статья из цикла научных публикаций музыковеда Анны Гостевой о Поэме для хора и оркестра на стихи Владимира Радкевича «Камский мост» – “«Камский мост» Петра Куличкина: круг проблем. Некоторые особенности музыкальной композиции“.
Не секрет, что одна из самых трудных задач для музыковеда сегодня — говорить о музыкальной форме сочинения, о гармонии (которая, по Шёнбергу, является её строительным материалом) и полифонии (к проблемам которой, так или иначе, сводятся едва ли не любые разговоры о мелодии). Конечно, подробных и окончательных «ответов на все вопросы» в статье нет (объем журнала не безграничен), но подходы к анализу намечены вполне определенно.
В целом, серия из трех публикаций Анны Гостевой, и в самом деле, очерчивает чуть ли не полный «круг проблем» — подходов к исследованию музыкальных произведений, принятых в современном научном музыкознании: от культурно-исторического контекста и общей характеристики замысла через понимание жанровой природы сочинения к анализу музыкальной композиции в целом и гипотезам о принципах творческого стиля композитора. Пожалуй, не так уж легко представить, как это всё можно уместить в полтора десятка страниц формата А4... но факт есть факт (не будем, кстати, забывать, что в научном музыковедческом мире есть свои требования к такого рода статьям, которые для публикации в научных журналах должны быть соблюдены).
Стоит также подчеркнуть, что во второй и третьей публикациях цикла статей уделено значительное внимание вопросам хорового и оркестрового письма соответственно. Эти две отдельные большие проблемы, как оказалось, в данном случае, могут быть рассмотрены (и отчасти решены) «в комбинации» с другими вопросами. Сама возможность такого рассмотрения в сочетании со значительным объемом внимания, которое Анна Гостева уделяет хору и оркестру в своем цикле научных статей, свидетельствует о их важной, «системообразующей» функции, и соответственно, дает представление о сложности творческой задачи, с которой прекрасно справились на премьере «Камского моста» Академический хор «Млада» под управлением Ольги Выгузовой и Симфонический оркестр «Орфей» МАУК «ПермьКонцерт» под управлением Петра Юркова.
Возможно, что главный вопрос, на который отвечает заключительная публикация из цикла статей Анны Гостевой, можно сформулировать и простыми словами: «Что обеспечивает в Поэме для хора и оркестра (при всём разнообразии её частей) единство целого и с какой целью композитор поступает именно так?». Ответ, конечно, дается, в первую очередь, в «профессиональных» музыкальных терминах, но приводятся и некоторые аналогии с другими, вполне известными сочинениями вполне известных композиторов (что делает статью, в принципе, более-менее доступной и для обычных любителей музыки). Пожалуй, упомянутых во второй и третьей публикациях композиторов имеет смысл перечислить здесь. Это Рихард Вагнер, Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков, Густав Малер, Сергей Рахманинов, Арнольд Шёнберг, Филип Гершкович, Георгий Свиридов, Георгий Дмитриев и — мне особенно приятно об этом сообщить! — композиторы, которых я считаю своими учителями: Валерий Грунер, Алексей Муравлев, Леонид Гофман.
На фото: Анна Гостева с октябрьским номером журнала «Музыка и время».
Библиографическое описание и аннотация статьи:
Гостева А.М. «Камский мост» Петра Куличкина: круг проблем. Некоторые особенности музыкальной композиции // Музыка и время, 2022. – № 10. – сс. 42–45.
В фокусе статьи – поэма для хора и оркестра «Камский мост» пермского композитора Петра Куличкина на стихи пермского поэта Владимира Радкевича. Исследование представляет собой первый научно-музыковедческий опыт в отношении данного сочинения, обозначая круг видимых автору статьи проблем и направлений для дальнейшего, более глубокого и детального, изучения. С помощью компаративных, герменевтических, музыковедческих методов анализа вскрывается ряд смысловых пластов как в «либретто» сочинения, так и в музыкальной драматургии. «Камский мост» вписывается в культурно-исторический контекст, рассматривается с позиций концепта «уральский город», включается в пространство today’s music. Резюмируется, что проблематика поэмы выводит её далеко за рамки локального произведения искусства, предлагая осмыслить исторические и духовные процессы общечеловеческого значения. В третьей части исследования рассматриваются некоторые специфические особенности музыкальной композиции, а также обозначаются постулаты творческой позиции автора сочинения.