«КУНГУРСКАЯ ПЕЩЕРА» — ПРЕМЬЕРА в Пермском планетарии с г.Пермь под управлением Петра Юркова благополучно состоялась: по-моему, получилось вполне «атмосферно» 😊
Добавлю к ранее сказанному, что Петр Юрков, как это свойственно грамотным руководителям музыкальных коллективов, заранее предупредил меня сразу о двух концертах — 19 марта в «Триумфе» и 29 марта в Пермском планетарии, причем с таким расчетом, что в планетарии будет состав исключительно из струнных инструментов (в то время как в «Триумфе» у меня уже помимо струнных были «запланированы» флейта, гобой, кларнет, фагот и валторна). Однако поскольку наш разговор состоялся на самой ранней «стадии» моей работы над «пещерой», то это, казалось бы, «утилитарно-практическое» ограничение удалось учесть не «просто так», а «со смыслом».
Постольку-поскольку обе версии (с духовыми и только для струнных) предполагались изначально, то от каких-то выразительных возможностей приходилось отказываться... но, в каком-то смысле, — лишь отчасти! Эти возможности «распределились» по двум оркестровым версиям «пещеры». Например, в версии с духовыми инструментами струнные инструменты не играют соло, зато в версии только со струнными этих соло в избытке, но (соответственно) духовых инструментов нет вообще. Конечно, с кульминационными фрагментами пришлось немного повозиться: «громкость» у струнных и духовых инструментов разная, и в «громких» моментах «переключение эквалайзера» между версиями потребовало определенных «финтов»... В общем, мне удалось почти все ноты «сохранить», и музыка в этих двух оркестровых версиях «пещеры», в общем-то, практически лишь тембрами и отличается. Не скажу, что это было «легко и просто». Но и не «запредельно сложно». В общем, — обычная работа для композитора 😉 . Во всяком случае, у Иоганна Себастьяна есть Концерт для фортепиано (клавира) с оркестром, который также существует как Концерт для скрипки с оркестром. И ноты практически те же, не отличишь на слух. Эта задача, конечно, НАМНОГО сложнее (чем мой случай с «пещерой»).
В общем, практически сразу появились две версии «пещеры» в разных тембрах. Но ведь и реальная Кунгурская ледяная пещера постоянно меняется! Когда зимой всё промерзает, в пещере вырастают кристаллы, сталактиты и сталагмиты. Когда летом становится жарко, то некоторые сталактиты-сталагмиты исчезают, хотя какие-то кристаллы в пещере не тают и круглый год (потому пещера и называется «ледяная»). Потому, когда холодает, сталактиты и сталагмиты опять вырастают, но на других местах. А когда весной всё тает, то в подземных озерах начинает прибывать вода, и они приобретают особую «сезонную» красоту. Так же, «так получилось», что и в музыке. Например, в версии с духовыми инструментами разных тембров, вроде бы, больше, но зато тембры струнных менее разнообразны. В версии со струнными инструментами — гораздо большее разнообразие струнных тембров, но духовых инструментов нет вообще. Кроме того, от количества струнных инструментов в оркестре тоже ведь многое зависит: те или иные приемы игры на струнных инструментах звучат несколько по-разному, соотношение между звучанием инструмента соло и группы струнных разное, и т. п. Вот, сейчас в Пермском планетарии, где зал совсем не большой, состав оркестра был почти минимально возможным. В зале большего размера состав оркестра может быть увеличен, и «пещера» зазвучит иначе, и т. д. В общем, в итоге, получился такой «краеведческий реализм» 😉
Отдельно стоит сказать ещё о том, что «Вселенная Перми» — это программа из цикла камерного оркестра «Орфей» под управлением Петра Юркова в Пермском планетарии, где в названии каждого концерта есть слово «Вселенная»: «Вселенная Баха», «Вселенная Шуберта» и др. Насколько я понял, цикл этот имеет свой формат и свою концепцию, которая предполагает музыкально-просветительский «компонент». То есть, дирижер что-либо рассказывает о сочинениях, быть может, о каком-то своем вИдении этой музыки, о том, почему это звучит сейчас, в общем, «высоким стилем» выражаясь, о «связях во времени и пространстве через музыку». В планетарии, надо сказать, всё это звучит вполне органично. Впрочем, подобные «форматы» с «концепциями» неплохо зарекомендовали себя и ранее (достаточно вспомнить те же «Концерты для молодёжи» Леонарда Бернстайна, да и «Петя и волк» Сергея Прокофьева и Натальи Сац, — то же, в общем-то нечто подобное, но для детей). Поэтому нет никаких оснований не применять всё это и у нас в Перми, а Камерному оркестру «Орфей» под управлением Петра Юркова можно лишь пожелать дальнейших успехов на этом пути.
Кстати сказать, как жителя Мотовилихи меня весьма радует появление «концертной точки» с классической музыкой недалеко от дома. Тем более, что у нас на районе их не так уж и много. Тем более, что на такие концерты можно ходить и с детьми.
Фотография – Жанна Куличкина. Другие её фотографии с концерта и видеофрагмент с музыкой «пещеры», который ей удалось записать на телефон, — у меня в Телеграм-канале: https://t.me/peter_kulichkin